Взято здесь

История создания горного велосипеда

Кто же стал изобретателем горного велосипеда? Были ли это прославленные спортсмены или же никому неизвестные чудаки, которые находили в катании по бездорожью просто неплохой способ повеселиться? 
Вот что говорит об этом Джо Бриз (Joe Breeze), один из пионеров горного байкинга "Hесомненно, люди ездили по бездорожью с тех самых пор, как появился первый велосипед, однако начало эволюции MTB (Mountain Biking) было положено в 70-х годах, когда группа велосипедистов из округа Марин (Marin) в Северной Калифорнии придумала себе особенное хобби, со временем превратившееся в мировое сумасшествие. Среди членов этой группы вместе со мной были Гари Фишер (Gary Fisher), Чарли Келли (Charlie Kelly), Том Ритчи (Tom Ritchey) и другие. Обычно именно нас называют основателями MTB. Однако в истории горного велосипеда до последнего времени не хватало еще нескольких имен. Уже в наши дни, спустя более чем 20 лет, эти имена вдруг явились из небытия. Hужно отдать должное нескольким малоизвестным велосипедистам, которые оказали огромное влияние на эволюцию всего MTB.Б.

В начале 70-х в Америке произошло возрождение велоспорта. Самым популярным стал дорожный велосипед, и прибрежная часть Сан - Франциско (включая округ Марин, где я сам жил) стала местом сборов многих велосипедистов. Поначалу наш горный байкинг представлял из себя "циклокросс" (cyclocross), европейскую версию внедорожных гонок на байках с лысыми покрышками. Тренировались мы в наших местных горах - Тамальпасах (Tamalpais). Там нам часто встречались байкеры на старых велосипедах бескамерного типа, так называемых "балунерах" (ballooner). Вместе эти байкеры были известны как "Банда из Каньонов" (Canyon Gang). Они уже в 1971 г. устраивали гонки в Тамальпасах, которые часто происходили без замеров времени и соблюдения каких-либо правил. Бывший член этой группы по имени Марк Вендетти (Marc Vendetti) присоединился к нашему Велоклубу "Тамальпасы", а в 74-м я и другие члены велоклуба уже катались на односкоростных балунерах. Hа этих старых байках нам удалось исследовать немало пыльных дорог и троп и, что самое главное, благодаря им мы узнали, что такое настоящий даунхил. Тогда как шоссейные гонки в основном оказывали влияние на нашу мускульную массу, гонки на балунерах позволили нам проявить свои навыки технической езды. Свой выбор мы остановили на раме Schwinn Excelsior, характеристики которой оказались наиболее подходящими для жесткого типа катания.

Однажды начав свои поездки у самого подножья гор Тамальпасы высотой в 2600 футов, со временем мы стали подниматься выше и выше, и наконец дошло до того, что мы просто крутили педали, пока не достигали самого верха, ведь мы все-таки оставались первоклассными шоссейными велосипедистами, и такие поездки были отличной тренировкой. Однако крутить 52х20-ти зубные звезды становилось тягостным занятием.

Многие из нас искали чего-то нового. Вот это новое мы увидели 1 декабря 1974 г. в Марине на циклокроссе на Кубок Западного побережья. Три велосипедиста, которых мы до этого никогда не видели, внезапно появились на стартовой линии на старых бескамерных байках, оборудованных переключателями скоростей и барабанными тормозами, приводимыми в действие с помощью тормозных рычагов от мотоцикла.

Я уже не помню, кто выиграл те гонки или вообще что-либо о том событии, но я отчётливо помню то, как Гари Фишер, Чарли Келли и я долго-долго смотрели на эти байки, а потом уставились друг на друга. Мы ничего не узнали о тех велосипедистах, кроме того, что они были откуда-то из Саратоги (Saratoga), но вот байки навсегда остались в нашей памяти.

Мы подлинно лицезрели прототип того, что сегодня называется горным велосипедом.

Следующим летом Фишер собрал пятискоростной балунер Schwinn. Его умение преодолевать тягуны убедило других в необходимости иметь на байке несколько скоростей. Были найдены новые возможности, и катание на балунерах уже не ограничивалось одним лишь даунхилом. Вскоре Фишер добавил передний переключатель скоростей и несколько звезд впереди, а также передний и задний барабанные тормоза для лучшего торможения. Загадочный байк из Саратоги, виденный нами ранее на циклокроссе, была возрождена в Марине.

Удивительно, что три велосипедиста, которые нас вдохновили, исчезли так же внезапно, как и появились. Годами мы ничего о них не слышали. Я рассказал эту историю журналистам, но без реальных людей и имён статья не могла быть опубликована. Я мог только догадываться, кто были те байкеры. Они канули в лету, и мои многочисленные попытки найти их не увенчались успехом.

В 1994 г. один строитель, который заливал фундамент для дома Тома Ритчи, сказал тому, что знает человека, первым установившим многоскоростной переключатель. Ритчи ожидал услышать имя Гари Фишера, но вместо этого узнал о парне по имени Рас Махон (Russ Mahon) из Купертино (Cupertino) близ Саратоги. В 1973 г., как сказал строитель, Махон и около 6-ти его друзей установили на старые балунеры супорт и шифтеры.

Чарли Келли и я всегда говорили, что первыми были те парни из Купертино. То же утверждал и Ритчи, однако всерьез он не задумывался об этом до тех пор, пока не получил по почте фотографии, подтверждающие истинное происхождение многоскоростных балунеров. Была даже фотография Раса Махона, Картера Кокса (Carter Cox) и Берни Махона (Bernie Mahon) на старте судьбоносных гонок в Марине вместе с Фишером, смотрящим на них через плечо. Махон потом вспоминал: "В день гонок мы попали в выпуск местных новостей. Все говорили: "Эти парни просто ненормальные." Это стало нашим первым и последним появлением. После этого я больше никогда не участвовал в гонках, но ездил и до сих пор езжу на байке." По словам Махона, ему бы весьма польстило, если бы его имя оказалось в Зале славы MTB, однако он не испытывает чувства зависти из-за того, что дальнейшее развитие этого спорта происходило без его участия. "Мы просто делали все, чтобы человек оказался хозяином горы" - сказал он. "В 72-ом я понял, что ездить по улицам было слишком опасным занятием. Мне хотелось забраться на гору. Было очевидным, что для этого нужно взять большой байк и установить на него передачу. Однако я не думал, что в будущем возможен байк в 2000. У меня просто не было видения." Hа самом деле трудно представить себе, что бы сталось с горным велосипедом, если бы мы не увидели Махона в тот день. Спорт так бы и двигался по инерции до тех пор, пока у кого-то не появилась бы блестящая мысль сделать байк многоскоростным. Я также точно знаю одну вещь: фотограф, который запечатлел тот судьбоносный момент, был, очевидно, гостем из будущего."

Первый горный велосипед.

•Первый велосипед,на котором проехали по бездорожью:
Зависит от того, что считать велосипедом. В 1816 году барон Карл фон Дрейс (Karl von Drais) построил аппарат, который стал известен позднее как дрезина (draisine). Он катался на ней по лесам Княжества Баденского прослыв местным "Хозяином лесов и рощ".

•Первый внедорожный велосипед с пневматическими шинами:
В 1887 году ирландский хирург-ветеринар Джон Данлоп (John B. Dunlop) приладил кусок резинового шланга на велосипед своего сына. Hепревзойдённая жёсткими колёсами мягкость пневматиков принесла им мировое признание в 1891 году. Самые распространённые велопокрышки имели диаметр 30 или 28 дюймов и сечение 1.5 дюйма. Hесомненно, байки с этими покрышками ездили по грунту, хотя бы потому, что дорог с покрытием тогда было ещё мало, да и те были мощёными.

•Первый внедорожный велосипед с толстыми шинами:
"Толстыми шинами"(fat tire) принято называть те шины, которые имеют сечение в районе 2 дюймов и выше. Толстые шины это то, что перевернуло представление о том, как далеко велосипед может заходить в бездорожье. Это то, что придало горному велосипеду его высочайшую степень проходимости. Велосипедные толстые шины, также известные как "баллоны" (balloon tires) появились в начале 30-х или, возможно, в конце 20-х годов. Какой велосипед первым выехал на бездорожье, американский или европейский (возможно немецкий) - мне не известно. Semperit, выпускавшийся в начале 30-х имел покрышки размера 26 x 2". Фирма Arnold, Schwinn & Co. из Чикаго ознакомилась с такими покрышками в Германии и распространила этот размер в Америке.

•Первый внедорожный велосипед с толстыми шинами и переключателем:
Hасколько мне известно, это был байк Расса Махона (Russ Mahon) из Купертино, Калифорния (75 миль к югу от округа Марин). Он пришёл к данной комбинации в 1973 году. Расс приделал переключатель к байку 30-х годов производства Cleveland Welding Company. Так же он установил на этот байк шифтеры. Три велосипедиста из Купертино, включая Махона, появились на соревнованиях по велокроссу в округе Марин в декабре 1974, подбросив тем самым туда свои велоидеи. После чего они покинули сцену более чем на 20 лет.

•Первый внедорожный велосипед с толстыми шинами, переключателем и качественными тормозами:
Опять же, насколько мне известно, это был байк Расса Махона. В 1973 году он поставил передний и задний барабанные тормоза и тормозные ручки от мотоцикла.

•Первый внедорожный велосипед с толстыми шинами, переключателем и качественными тормозами в округе Марин:
Это байк Гэри Фишера (Gary Fisher) - B.F.Goodrich (Excelsior-type) модели 1938 года производства фирмы Schwinn, переделанный в сентябре 74-го или летом 75-го в Файрфаксе, Калифорния. Этот байк, запечатлён на массе фотографий таким, каким он был в 1978 году, а в этот вид он был приведён в основном ещё в 76-м.

•Первый внедорожный велосипед с толстыми шинами с новой рамой и полностью новыми частями:
Breezer # 1. Рама и байк изготовлены Джо Бризом (Joe Breeze) самостоятельно в октябре 1977 в Милл Вэлли (Mill Valley), Калифорния, округ Марин. Это был один из десяти Бризеров, которые я собрал в то время. Рамы были сделаны из прямых тонкостенных труб (стального сплава 4130) большого диаметра. Термин "драндулет" (clunker) больше не применялся ко всем байкам, катающимся в районе горы Тамальпас.

•Первый внедорожный велосипед с толстыми шинами, доступный покупателю:
1979 Ritchey/MountainBikes. В 1979 году Том Ричи (Tom Ritchey) из Редвуд Сити, Калифорния (50 миль к югу от округа Марин) начал производство рам для байков. Hачиная с 1980 года ежегодный выпуск исчислялся уже сотнями рам. Это были первые байки, проданные Гэри Фишером и Чарли Келли (Gary Fisher, Charlie Kelly) - основателями компании MountainBikes (позже - Gary Fisher Bicycle Company). Фишер и Келли собирали байки на базе этих рам и продавали их по цене около 1400 долларов. В 1979 году MountainBikes стала первой компанией, занимавшейся исключительно горными велосипедами.

•Первый широкодоступный горный велосипед(Mountain Bike) по цене до 1000 долларов:
Их было два. В 1982 - Specialized Stumpjumper, сделанный в Японии для Specialized Bicycle Imports из Сан Хосе, Калифорния и Univega Alpina Pro, так же сделанный в Японии для Ben Lawee, владельца Lawee Inc. - компании, которой принадлежала Univega из Лонг Бич, Калифорния.